Методики самоанализа урока

Возможная структура анализа урока (М.Поташник):

1) оценка реализации основных принципов обучения с точки зрения соблюдения оптимальной меры в каждом из них и в их сочетании (н-р, научность + доступность)

2) оценка сочетания точного и одновременно творческого (личного) выполнения программно-методических требований к уроку.

3) Оценка грамотности определения типа урока.

4) В какой мере учитываются обученность, обучаемость, реальные учебные и воспитательные возможности учащихся при проектировании и проведении урока? Учтены ли были интересы, склонности, потребности и запросы учащихся?

5) Оценка полноты проектирования целей, задач урока:

  • Постановка педагогических целей (обучения, воспитания, развития, социализации)
  • Постановка целей развития образовательного процесса (диагностических, познавательных, исследовательских)
  • Постановка целей саморазвития учителя (профессионального, личного)

6) Оценка умения поставить задачи перед учениками.

7) Прослеживается ли понимание учителем ценностных оснований содержания учебного материала?

8) Помог ли учитель раскрыть ученикам личностный смысл изучаемого материала?

9) Оценка оптимального выбора учебного материала .

10) Выделены ли ведущие воспитательные идеи нового учебного материала

11) Обеспечена ли практическая направленность (связь с жизнью, с личным опытом).

12) Включены ли упражнения творческого характера по использованию полученных знаний в изменённой ситуации?

13) Межпредметные связи, межпредметная координация учебного материала.

14) Разнообразные источники сообщения новых знаний.

15) Оптимальность выбора методов обучения и их сочетания и соотношения.

16) Использовались ли методы развития познавательного интереса?

17) Использование различных приёмов (их целесообразность)

18) Используемые технологии. Насколько применяемые технологии были здоровьесберегающими?

19) Оценка оптимальности сочетания различных форм учебной работы (обоснованность их выбора)

20) Есть ли специально продуманная деятельность учителя по воспитания интереса к предмету?

21) Уровень сформированности у школьников навыков рациональной организации учебного труда (общеучебных умений).

22) Формирует ли учитель надпредметные способы учебной деятельности?

23) Дифференцированный подход.

24) Оценка культуры труда учителя.

25) Как ведётся контроль за усвоением знаний, умений и навыков.

26) Характер, объём и дифференцированность домашних заданий.

27) Оценка оптимальности структуры урока и рациональности расхода времени на различных этапах.

28) Оценка взаимоотношений учителя и учащихся.

29) Оценка воспитательного влияния учителя на учеников.

30) Оценка использования возможностей учебного кабинета.

31) Использование ИКТ.

32) Соблюдение школьно-гигиенических требований.

33) Обеспечение оптимальных эстетических условий обучения.

34) Оценка способности учителя следовать плану и одновременно менять его ход при изменении учебной ситуации.

Схема анализа урока по И.С.Якиманской в личностно-ориентированном обучении.

1.Использование субъектного опыта ученика.

2.Применение учителем на уроке разнообразного дидактического материала.

3.Характер педагогического общения.

4.Активизация способов учебной деятельности.

5.Проявление гибкости учителя в работе на уроке.

Схема самоанализа по Е.Н.Степановой

1.Цели (задачи) урока.

2.Содержание и организация урока.

3.Технология работы.

4.Результативность урока.

Анализ урока по Ю.В.Завельскому

1.Место урока в общем курсе.

2.Соотношение поставленных целей урока с достигнутыми

3.Причины успеха.

4.Что нового дал детям этот урок.

5.Насколько оптимально был выстроен урок.

6.Степень активности учащихся на уроке.

7.Темп урока.

8.Актуальность учебного материала.

9.Как осуществлялся контроль за деятельность учащихся.

10.Психологическая атмосфера урока.

11.Настроение.

Схема анализа урока по Е.В. Бондаревской

1.Подготовка к уроку.

2.Организация урока.

3.Содержание урока.

4.Технология обучения.

5.Экология урока.

6.Педагогическая культура и профессионализм учителя на уроке.

Мнение членов жюри областного конкурса «Учитель года»

(Артюгина Т.Ю. «Кратко, но чётко… К вопросу о самоанализе конкурсного урока»// «Северная Двина» №2, 2009)

1) Что, по вашему мнению, вам особенно удалось на уроке? Осталась ли у вас удовлетворённость проведенным уроком? Почему? Какие проблемы вы сами увидели? В чём заключается суть вашего урока? Каким образом вы чувствовали, что «класс идёт за вами»?

2) Цель урока. Достигли ли вы её? Какие этапы урока позволили это сделать?

3) Почему вы выбрали именно эту форму? Насколько выбранная форма адекватна возрасту?

4) Какие формы работы оказались для ребят более трудными? Как вы планировали распределить время на уроке?

5) Какого результата вы хотели добиться, реализуя цель урока?

6) Какого результата вы ожидали? Как совпали ожидания и реальный результат?