XXI век – век информационных технологий, век, когда прогресс опережает жизнь, и нам просто необходимо шагать в ногу со временем. С каждым годом учителя и преподаватели все больше видят необходимость использования новых информационных технологий при обучении иностранных языкам в своей педагогической деятельности, а также, неоспоримо, признают огромные, просто необъятные, колоссальные возможности Интернета. Этим и обусловлена заинтересованность учителей и актуальность данной темы.
В чем же преимущества обучения с помощью Интернет-ресурсов в отличие от других? Что же нам дает внедрение информационных технологий? Вот вопросы, которые волнуют участников педагогического процесса.
Сеть Интернет, а, следовательно, и Интернет-ресурсы дают педагогу огромные возможности. Во-первых, при подготовке к уроку вы можете получить различную информацию. Это и аутентичная литература, и аудио/видеоматериалы, лингвострановедческие справки, и история страны изучаемого языка, а также методический материал, интерактивные игры, кроссворды, презентации, тесты и т.д. Существуют огромное количество дифференцированных программ для обучения учащихся. Они имеют различные классификации, а зависимости от того, что ставится в приоритете обучения, будет и меняться набор Интернет-ресурсов.
Для развития творческой деятельности, можно использовать викторины, заочные проекты и конкурсы разных уровней (городского, всероссийского, международного), участие в которых способствует развитию творческого потенциала учащихся, а также даёт шанс пополнить своё портфолио грамотами, дипломами и сертификатами.
В отдельную группу можно выделить Интернет-ресурсы для формирования навыков и умений речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо). Ресурсы в данной области представлены текстами, аудиозаписями, всевозможными тренировочными тестами, он-лайн и не только, которые находятся в свободном доступе.
Некоторые программы имеют коммуникативную направленность, такие как Skype, электронная почта, чаты. Они дают возможность виртуального неформального общения с носителями языка и представителями других стран и культур, причем «вживую».
Е.Ю. Тишина и Т.И. Зуева считают, что процесс коммуникации с внедрением информационных технологий даёт возможность:
- развивать навыки диалогической и монологической устной и письменной речи;
- осуществлять общение в режиме реального времени;
- привлекать учащихся к познавательной деятельности, повышать мотивацию к изучению иностранных языков;
- развивать у учащихся самостоятельность;
- повышать интенсивность учебного процесса.
Однако не стоит забывать и о вспомогательных ресурсах, которые облегчают процесс изучения иностранного языка: словари, переводчики, голосовые синтезаторы для развития правильного произношения.
Интегрируя Интернет-ресурсы в учебный процесс учитель получит возможность решить ряд дидактических задач:
- формировать умения и навыки эффективного чтения, используя необходимые материалы;
- совершенствовать навыки аудирования на основе аутентичных аудиозаписей;
- совершенствовать умения диалогического и монологического высказывания ученика по заданной проблеме;
- совершенствовать умения письменной речи;
- формировать устойчивую мотивацию к изучению языка;
- реализовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
- расширять словарный запас, как активный, так и пассивный;
- делать уроки более наглядными и, соответственно, более доступными в восприятии;
- воспитывать восприимчивость и терпимость к духовному опыту других народов.
Использование Интернет-ресурсов помогает индивидуализировать процесс обучения, учитывая способности, уровень обученности и склонностей учащихся, помогая осознавать реальную значимость изучаемого языка.
Но не стоит забывать, что введение новых технологий, а именно работа с Интернет-ресурсами, меняет не только конструирование урока, но и роль учителя в этом процессе. Клаус Брандл считает, что работа с Интернетом предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке учителя, а также к личным качествам. К. Брандл выделяет три типа урока, в зависимости от степени участия учителя:
- доминирующая роль учителя;
- координирующая роль учителя;
- преобладающая роль ученика.
Своё предпочтение Клаус Брандл отдаёт последнему из перечисленных, основанному на проектной деятельности учащихся, однако, он не отрицает плодотворного использования и достоинств других подходов.
Не менее важным остаётся вопрос о формах работы с интернет – ресурсами на уроке. Авторы книги «Интернет» Скот Виндитт, Дэвид Истмент и Дэвид Хардисити, описывают упражнения, направленные на развитие навыков поиска, оценивания и обработки информации. Помимо этого, авторы предлагают упражнения и задания для формирования и совершенствования лексических и грамматических навыков, письма, чтения, аудирования и говорения.
Н. М. Коптюг рассматривает такие формы работы как:
- введение новой темы с использованием интернет – ресурсов;
- исследовательская работа учеников при подготовке сообщений, докладов и т.д.;
- общение – переписка, посредством электронных писем, чатов;
- создание проектов, интернет – сайтов с возможностью представления их в конкурсах разных уровнях.
Как видно из приведённых выше примеров, информационные ресурсы способны решить множество педагогических задач при правильном и рациональном применении.
Работая в школе и будучи выпускником с квалификацией «Преподаватель английского языка», вижу чёткую перспективу использования Интернет-ресурсов, как неотъемлемую часть педагогического процесса. Внедрение Интернет-ресурсов это не только соответствие веяниям образования, но и новаторство, которым должен обладать современный педагог. Считаю необходимым применять такие технологии в образовании не во второстепенных позициях, а в качестве главных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коптюг Н.М. Интернет – уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54 – 59.
2. Михеичева А.В. Использование интернет – ресурсов в процессе обучения английскому языку // 15 – й Всероссийский интернет – педсовет. – 2007. – 7 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4581/Itemid,0/ (дата обращения: 03.04.2015).
3. Тишина Е.Ю. и Зуева Т.И. Использование интернет – ресурсов при обучении иностранным языкам в школе (английский и французский языки) // Образование элитного качества: стратегия, содержание, технологии: материалы III Всерос. открытой науч. – практ. конф. довузовских общеобр. учрежд. Мин. обороны РФ – Ставрополь, 2014. – С. 105 –106.
4. Windeatt S., Hardisty D., Eastment D. The Internet. – Oxford University Press. – 144 p.